- Талмуд
- по-евр. означает учение, изъяснение, книга, в которой собраны религиозно-правовые нормы еврейства и плоды наук теософии, этики, истории, поэзии, экзегетики, математики, естествознания, медицины. Она появилась в эпоху освобождения от вавилонского плена, начатая группой "книжников", называемых в Т. "Людьми Великого Собора". Эти ученые, или "фарисеи", победив саддукеев, издали сборник "Первая Мишна", излагающий вопросы культа и храмового благочиния. Затем явилась часть Талмуда "Эддиот", толкующая некоторые места Библии, которая, по мнению еврейских ученых, должна заключать особый сокровенный смысл. Толкование и его приемы перешли границы, изменив даже законы Св. Писания, отменили смертную казнь, закон возмездия ("око за око, зуб за зуб") и др. Книжники получили большое влияние, использованное на установление многих законов касательно обрядов и проч. и успешную борьбу с противниками саддукеями. В среде фарисеев образовались 2 школы, Шаммая и Гиллеля, философов-толкователей Св. Писания. Последний впервые дал 7 толковательных приемов, увеличенных последователями, Измаилом, Елиэзером и Акиба до 32. Их трудами создано толкование Св. Писания, Мидраш, Мидрашим, Мишна (Второй закон) или Таннаим. Иуда Наси в III в. по Р. Хр. обработал Мишну, составляющую первую часть Т. и состоящую из 6 отделов (седарим) или 63 трактатов в 523 главах по 10 статей в каждой. Первый отдел Зераим (Посевы) заключает законы о молитвах при вкушении плодов, о богослужении, благотворительности, 2-й отд. Моэд (Праздники) о праздниках, субботе, о постах, 3-й Нашим (Жены) о браке, разводе, 4-й Незикин (Повреждение) о повреждениях, убытке, ссуде, 5-й отд. Кодашим (Святыни) о жертвоприношениях, о святынях, 6-й отд. Тегарот (Чистоты) о чистоте ритуальной и общественной. Книга Мишна отличается сжатым языком, но система отсутствует, изложение в общем сухое, смягчается отступлениями гаггадического свойства, т. е. собранием житейских правил и наставлений в образе притч, фантазий, басен, легенд и размышлений на всякие темы. В Т. имеется сборник "Тасефта" (Дополнения) прибавление к Мишне, обработанное после Иуды Наси, книга которого вызвала много противоречий. Задачей новых ученых (амораим, т. е. объяснителей) явилось устранение этих противоречий. Их труды представляют вторую часть Т. Гемару, т. е. завершение. Гемара создана в палестинских школах Тивериады, Сепфориса, Суры, Кесарии, Негардеи и др. учеными-последователями Иуды Наси, Иохананом, Аббой, Арекой (Равом), Реш-Лакишом, Самуилом и Аши, Авином (рав Авином-раввином), Иосе. Гемара делится на иерусалимскую, Иерушалли, и вавилонскую, или Бавли, которая больше первой по объему, но ниже по научному значению. Т. обыкновенно делят на 2 части: галаху, представляющую законодательную часть и которую каждый еврей считает для себя обязательной, и гаггаду, все прочее, легенды, притчи, рассуждения, не обязательную для евреев. Т. смягчил строгость прежних законов по отношению к язычникам, но все же и он дает ряд правил для руководства "благочестивым" евреям. К христианам Т. относится благожелательно, называет их "миним" и не запрещает вступать с ними в общение, но отрицает мессианство Христа. На этой почве происходит много горячих диспутов, но составители Т. мало знают Хр. и отводят Ему всего 40 строк. Караимы отрицают значение Т. и следуют саддукейскому законодательству. Однако тал. законодательство продолжало разрабатываться в дальнейшем виде раввинских комментариев, субкомментариев, субсубком. и т. д. Замечательные из них, Раши (Соломона Исхаки) и Тсафот, помещаются во всяком полном издании Т. Комментарий к Мишне сделан Маймонидом, Овадием Бертинором и к Тосафоту Иом-Товом Липманом Геллером, пражским раввином. Позже Иегудая Гаон, Симон Кияра и Исаак Альфаси (Рицг) пытались дать краткое сухое изложение Т., отбросив все комментарии, а Маймонид издал Мишне-Тора и Иад-Хазада в 14 томах, являющиеся систематическим сводом тал. законов. Яков, сын Ашера, составил кодекс Тур, на основе которого изложен популярный теперь среди евреев кодекс Шулхан-Арух. Существуют также монографии по отдельным вопросам, так называемые тешувот, т. е. ответы раввинов на вопросы Папы. В многих диспутах книга осуждалась, подвергалась сожжению и вновь допускалась к распространению. Это повело к тому, что многие опасались хранить Т. и перепечатывать его. Впервые Т. печатается с 1484 г., под влиянием гуманиста Рейхлина, а в 1510 г. начинают выходить отдельные выпуски книги, изданные в Венеции христианскими типографами.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.